Эта статья первоначально была опубликована в журнале RC Heli Pilot за февраль/март 2016.

Текст Дэн Голдштейн

Фото Сарах Хейс.

Вертолёты Blade Helis всегда славились простотой своей конструкции, благодаря чему даже начинающий пилот мог легко их отремонтировать. Да что там греха таить, я сам начинал именно с Blade MCPX. Постепенно, с ростом популярности, развитием технологий и электроники, компания выпустила целую линейку вертолётов с интегрированной FBL системой. Вертолёт Blade 270 CFX занимает своё место в линейке 180 CFX и 300CFX. Модель Blade 270 CFX даёт более чёткий отклик и стабильность, по сравнению с 180 CFX, возможность использовать аккумуляторы 6S, более современную систему FBL AR7210BX, которая поддерживает режим спасения, а так же вполне позволяет с удовольствием летать на открытом воздухе даже в небольшой ветер. Модель 300 CFX дешевле, чуть меньше 270 CFX, работает на аккумуляторах 3S, не имеет систему спасения, так как использует предыдущее поколение FBL AR7200BX. По сути, 270 CFX является моделью размером меньше 450, но при этом с возможностями модели класса 450+.

Нужно знать

  • Производитель: Blade Helis;
  • Продавец: Horizon Hobby;
  • Тип: Мини электрический;
  • Для кого: Пилоты среднего уровня и профи;
  • Цена 479$.

Особенности

  • Позволяет выполнять полный комплекс 3d;
  • Прост в настройке;
  • Не дорогие запасные части и батареи;
  • Надёжная система спасения.

Замечания

  • Большинство настроек FBL не доступны до тех пор, пока вы не купите дополнительное ПО и кабель для настройки;
  • В комплекте отсутсвует инструкция к FBL системе.

Мнение обзорщика

270 CFX интересная модель, ведь она даёт вам преимущества моделей размером меньше 450 класса, такие как низкая стоимость запасных частей и батарей, при этом обеспечивая вас полным набором возможностей взрослых вертолётов, такими как полноценный коллективный и циклический шаг, а так же хвостовой ротор с изменяемым шагом винта. 270 CFX так же на слишком маленький, что бы вы его теряли из виду при полётах на открытом воздухе. Приятно видеть полностью разборную раму, но когда я узнал о том, что за прошивку с дополнительными функциями мне надо доплатить деньги, я был слегка разочарован. С учётом возможности рамы, эта модель действительно разработана для пилотов среднего и высокого уровня, которые предпочитают самостоятельно настраивать FBL, поэтому такое решение мне кажется странным. С другой стороны, эта модель, даже из коробки, после небольшой донастройки регулятора двигателя, полетела достаточно бодро. 

Что в коробке?

Вертолёт поставляется в красивой картонной коробке, которая так же может выступать в виде футляра для переноски. Модель расположена в углублении из пенопласта и легко извлекается для небольшого подлёта во время обеда. В комплекте вы естественно получаете сам вертолёт и небольшой набор инструментов. Вам понадобятся свои аккумуляторы, зарядное устройство для них и DSMX передатчик. 

Настройка

Инструкция по настройке очень проста. Однако, из за использования достаточно сложной FBL системы, большого количества тонких настроек шага и 0-го положения головы, я всё же рекомендую после получения модели проверить все настройки заново, тем более, что эта модель подразумевает у вас наличие опыта в подобных вещах. У меня был под рукой Castle Link, с его помощью я пробежался по настройкам регулятора, в соответсвии с инструкцией от Castle. Крайние точки в моём передатчике получились слегка отличными от тех, что указаны в инструкции, но не на столько сильно, что бы вызывать вопросы или требовать серьёзной корректировки. Можно летать и так. Мне пришлось слегка порыть интернет, что бы узнать размер основной шестерни, после чего я смог точно настроить гувернёр моего регулятора в режиме SetRPM. Так же я сбросил параметры Initial Spool Up rate и Motor Start Power, что бы увеличить время раскрутки ротора, мне так удобней, появляется время что бы сосредоточиться на модели и приготовится к взлёту.

После того, как настройка регулятора была завершена, я сбиндил вертолёт с аппаратурой, при этом стики стояли в режиме Fail-Safe. Произошло сохранение новых конечных точек в режиме Fail-Safe. Далее я перешёл к настройке FBL. AR7210BX, который идёт в комплекте с моделью, фантастически прост в настройке. Я летал на его предшественнике, AR7200BX и до сих пор мне очень нравиться простота его настройки и надёжность. Уникальной особенностью AR7210BX является то, что теперь он оборудован системой SAFE, системой спасения. Технически, FBL имеет 5 режимов спасения, но тут всплывает проблема, описанная выше. Компания Blade заблокировала все дополнительные режимы спасения, кроме одного, который называется "Bail Out Rescue Mode with Collective Pitch Control" (спасение с регулировкой общим шагом). При этом вы не можете настроить на шаге J угол, всегда 6 градусов. Если вы хотите получить полный контроль над FBL и разблокировать все возможные настройки, вам необходимо приобрести интерфейс BeastX USB (SPMA3030), загрузить программное обеспечение StudioX и заплатить дополнительные 105$  за разблокированную прошивку.

После того, как я получил облом от того, что не могу полностью настроить FBL, а так же проверить, что всё выставленно верно, я ещё раз перебиндил модель. Необходимо было убедиться в том, что мои Fail-Safe по прежнему корректно установлены. Перед тем, как убрать модель обратно в коробку, что бы ехать на поле, я проверил, что бы все элементы управления работали в нужном направлении, FBL правильно отрабатывала хвост и тарелку, а так же цифровые тримеры стоят в нужных положениях. Всё идеально. Ок, заряжаем батарею токами 2C, на это у меня ушло около 20 минут. Внутреннее сопротивление батареи в процессе заряда варьировалось от 8,8мОм до 11,1 мОм. Пора ехать на поле и подлетнуть на малыше, что бы понять, что же у меня получилось!

Что я использовал

Передатчик Spektrum DX9, SPMR9900

Батарею E-flite 6S 910mAh 30C LiPo, EFLB9106S30

Советы профи

Не поднимайте модель в воздух, пока не проверите все настройки регулятора двигателя и не убедитесь, что всё настроено корректно. Вам понадобиться Castle Link адаптер, а программное обеспечение вы можете бесплатно скачать на сайте Castle Creations.

К сожалению, компания Blade в комплекте с вертолётом не вкладывает инструкцию к FBL, но вы всегда её можете скачать с сайта Spektrum. 

Когда вы будите готовы к полёту, включите передатчик и убедитесь, что стик газа находится в минимальном положении, подождите 5 секунд. Затем, НЕ УСТАНАВЛИВАЯ батарею в модель, осторожно подключите батарею. Дождитесь, пока сервоприводы не выставят тарелку в центральное положение. Это займёт около 12-15 секунд, так как AR7210BX производит инициализацию и калибровку функции спасения в течении 8 секунд, после чего производит обычную инициализацию FBL системы. В это время модель должна стоять на плоской, желательно горизонтальной поверхности, без движения. Таким образом вы избежите дрейфа модели в полёте и получите чётко отрабатывающую функцию спасения. После этого установитье батарею в раму вертолёта. Проверьте, что все сервы ходят так, как нужно, в соответсвии с движениями стиков на аппаратуре управления. Проверьте правильность отработки FBL при наклонах модели и поворотах вокруг оси вращения.

Поднимайте модель быстро! Одним из побочных эффектов FBL систем является то, что они очень чуствительны к земному резонансу, гироскопы в FBL могут не верно среагировать на вибрации модели при плавном взлёте и опрокинуть модель. Что бы этого избежать, быстро дайте стик вверх и поднимите модель от земли. Когда же вы будете садиться, плавно подводите модель к точке посадки, садитесь и резко сбрасывайте стик газа в нулевое положение.

Купите больше батарей! К счастью, при заряде токами 2C, заряд батареи происходит за 20 минут. Батареи можно заряжать при температуре от 3 градусов Цельсия.

Проверьте и отрегулируйте натяжение хвостового ремня. Для этого вам надо ослабить зажимные винты в задней части рамы. Затем, установите (НО НЕ ПОДКЛЮЧАЙТЕ) батарею, возьмите модель за хвостовую балку и держите модель так, что бы она висела хвостом вниз. Вес модели позволит натянуть ремень именно так, как это необходимо. Убедитесь, что вал привода хвостового ротора перпендикулярен основному валу и затяните зажимные винты хвостовой балки. Если вы живёте в регионе, в котором происходит значительное сезонное изменение температуры, вам необходимо учитывать этот факт и периодически подтягивать или ослаблять ремень, ведь он расширяется и сжимается при изменении температуры окружающего воздуха. 

Используйте качественные зарядные устройства, такие как Revolectrix Power Lab 8,  Power Lab 6 или подобного класса.

Для смазки шестерней зубчатых передач использутей Dry Fluids Gear Lube, а так же Heli Lube для всех валов и подшипников, кроме подшипников обгонки. Для обгонки лучше использовать автомобильные смазки класса Dextron. 

В воздухе

Полёт в нормале: Модель стабильна как другие модели 450-го класса. К счастью, в день испытаний, стоял штиль. Учитывая коллективный шаг, я подозреваю, что модель сможет легко справиться с небольшим ветром, не сильно усложняя пилотирование. Рекомендуемые двойные расходы и настройки экспонент дают чёткий отклик и плавный, красивый полёт.

Пролёты вперёд. На втором айдле ротор раскручивается до 3500 оборотов, 270 CFX делает быстрые пролёт и практически мгновенно уходит из поля зрения. При этом вертолёт читается очень не плохо. Пролёты вперёд уверенные, но иногда есть небольшой эффект "дельфина", когда модель ныряет вниз и вверх.

Пролёты назад хвостом вперёд. Благодаря качественной FBL системе, быстрому хвостовому сервоприводу и лопастям хвостового ротора из карбона, полёт хвостом вперёд стабилен и контролируем. Я ни испытал никаких проблем с хвостом, ни самовозбуждения, ни колебаний.

Аэробатика. Петли, роллы, перевороты без каких либо проблем. 270 CFX способен делать всё, что может делать модель 450 класса. Нет никаких неприятных тенденций или провалов во время пилотажа, и это в первую очередь благодаря AR7210BX.

Авторотация. Эта модель способна авторотировать, даже не смотря на то, что у неё отсутсвует авторотационная шестерня. Двигатель легко проворачивается, благодаря чему инерция позволяет недолго ротировать. Да, инерция не большого ротора минимальная, поэтому безопасней всего стремиться упасть в мягкую высокую траву. В противном случае, конечно вы можете сделать посадку, но не так качественно и безопасно, как на полноценном 450 классом с авторотационной шестернёй.

3D. 270 CFX крутит 3D! Харрикейны, пирофлипы и тик-таки выполняются хорошо и бодро. Модель действительно выделяется полноценным 3D. Функция спасения даёт вам возможность выдергнуть вертолёт при потере ориентации. Я обнаружил, что отпустил модель сильнее, и решил проверить функцию спасения, она отработала отлично! Страх является одним из основных тормозов при изучении пилотажа, а благодаря AR7210BX этот фактор может быть сильно минимизирован!

Спецификации

  • Полётный вес: 626 г.;
  • Длина: 560 мм;
  • Высота: 190 мм;
  • Ширина: 115 мм;
  • Диаметр ротора: 615 мм;
  • Диаметр хвостового ротора: 162 мм;
  • Сервы автомата перекоса: Spektrum Digital High Speed Servos H3050;
  • Хвостовая серва: Spektrum Digital High Speed H3060;
  • FBL: AR7210BX;
  • Регулятор ESC: Castle Creations Talon 35;
  • Мотор: Blade BLH4828 2350Kv 6-pole Outrunner;
  • Обороты основного ротора в втором айдле 3500;
  • Время полёта 4 минуты;
  • Минимальная площадка для полёта: спортивный зал или небольшая площадка.

Компоненты, необходимые для полёта

  • Многофункциональный 6 и более канальный передатчик с поддержкой протокола Spektrum DSMX 2.4GHz;
  • 6S батарея с ёмкостью 900 мАч и токоотдачей не менее 30C.

Дополнительные спецификации

  • Карбоновая рама;
  • Алюминиевая голова;
  • Алюминиевая тарелка автомата перекоса;
  • Ременной привод хвостового ротора;
  • Алюминиевая хвостовая балка;
  • Качалка хвостового ротора в виде вилки с двумя точками крепления;
  • Передаточное число: 12.2728:1.

Подводим итоги

270 CFX занимает интересное место в линейке вертолётов для любителей и професионалов компании Blade. Это модель имеет лётные характеристики, аналогичные более крупным моделям 450 класса, даёт сравнимое с ними время полёта и полностью собрана и настроена на заводе. За исключением необходимости доплачивать деньги за полностью функциональную прошивку, комплектация достаточно качественная. Вам нет необходимости долго мудрить с моделью на столе, донастраивать и регулировать её перед первым полётом. Детали для модели широко доступны и относительно не дорогие, плюс учитывая простоту конструкции и качественную поддержку компании Horizon, вам не составит труда восстановить модель после падения (а оно будет очень не скоро, благодаря функции спасения). Некоторые из деталей совместимы с моделями 300 CFX, 360 CFX и 450X. Перед покупкой я бы конечно хотел получить какое то предупреждение или заметку о том, что мне прийдётся доплатить деньги за разблокирование всех функций FBL. Я думаю, многие пилоты предпочли бы иметь разблокированную прошивку, что бы самостоятельно повозиться с настройкой модели под свои привычки. 

Я думаю, эта модель идеально подойдёт для пилотов, которые ищут что то иное, отличное от 450 модели, или которые вообще не имеют 450 класса, при этом хотят что то портативное, при этом мощное и стабильное. Я действительно наслаждался 270 CFX и чуствовал, что он не уступает возможностям моделей 450 класса. Конечно же, самой интересной и нужной особенностью модели является система спасения. Конечно, у решения Blade есть несколько конкурентов для моделей такого размера, но общее качество моделей Blade, а так же система спасения делает данный вертолёт практически идеальным решением из коробки. Система спасения на нём работала так хорошо, что я задумался о оснащении ей других своих моделей!

Перевод Антон Баташов

Взято с helipilotonline.com

Ключевые слова: 
Категория: