Я, как вы знаете, полумер не люблю :)))) Посему решил я тему сисек FBL раскрыть полностью и самостоятельно! Для этого берём самый летучий, самый простой и самый надёжные вертолёт Atom 6 HV (мотор Пира 700-520 и регуль Контрон 80HV) в качестве тестера и ставим на него по очереди все популярные на сегодня FBL. Сравнивать буду всё: доходчивость мануала, простоту настройки, дружелюбность интерфейса, лётные качества, удобство эксплуатации. В результате, надеюсь, получится более менее полезный обзор.

Самое первое и простое сравнение: цена.

Все девайсы для чистоты сравнения покупались одновременно в одном магазине Fast Lad. Цены указываются на сам прибор, без учёта дополнительного настроечного оборудования или опционных модулей. Так же не учитываются временные промоакции и скидки.

1. Microbeast BEASTX Flybarless Controller V3 - $169.73;

 

2. MSH Brain Flybarless System - $201.16;

Skookum Robotics Flybarless Control Computer SK-540 - $251.45;

Spartan Vortex VX1 flybarless Controller SRC-VX1 - $301.75;

Futaba CGY750 Flybarless Unit P-GY750 - $318.09;

VBar Silverline 5.3 Express - $333.18.

P/S Все девайсы, кроме Микроба, имеют универсальные (нитро/электро) гувернёры. Но их мы, для чистоты эксперимента, использовать не будем.

Прибор № 1 : Microbeast BEASTX Flybarless Controller V3

M1 by Kulichik, on Flickr

Одна из самых популярных систем в мире и первая, реально составившая конкуренцию монополи Ви-бара на рынке FBL. Появилась в 2010 году, первым в Москву её привёз Олег Муринский и облетал на фан-флае в Ульянково. Сразу завоевала народную любовь и получила несколько «домашних» имён: Микробист, Бист, Микротварь, Микроб.

Продается вот в таком виде:

Русскоязычный перевод в исполнении и редакции Олега Муринского лежит на сайте BEASTX

Там же лежит очень полезный каталог с характеристиками серв, который удобен при настройке любых устройств ФБЛ.

Для обновления прошивки и для элементарных базовых настроек необходим USB-шнурок «BEASTLINK interface USB2SYS» . Цена на Fast Lad - $30.16

Программа для работы интерфейса и драйвера лежат на сайте BEASTX и там же можно взять последнюю версию прошивки 3.0.12. Для доступа к последней версии прошивки нужно ввести серийный номер прибора и на почту автоматом приходит файл с апдейтом 3.0.12.

Мануал написан педантично, последовательно и очень доходчиво. Достаточно один раз пройтись по настройке от начала и до конца и в последующем эта процедура будет занимать считанные минуты. Важное замечание: Microbeast для полной настройки не требует компа и никаких дополнительных приборов (кроме цифрового угломера). Все приблуды нужны только для апдейта софта.

О лётных и эксплуатационных характеристиках Микроба сказано и написано немерено.

Я сам до недавнего времени летал практически только на Микробе.

Остановлюсь коротко на основных.

Плюсы:

  • Простота монтажа и интуитивный понятный алгоритм настройки;
  • Возможность работы практически со всеми видами приёмников;
  • Возможность полной настройки абсолютно без всяких приблуд (комп, интерфейс, шнурок и т.д.);
  • Обладание замечательным свойством «летит из коробки»;
  • Великолепная метаматематика алгоритма работы головы основного ротора;
  • Адекватные и отлично работающие встроенные пресеты, дающие возможность начинающему пилоту сразу ощутить , как должен правильно вести себя вертолёт в воздухе;
  • Идеальный вариант для новичка для входа в хобби.

Минусы:

  • Для любителей поковыряться в настройках, Микроб – это огорчение: ковыряться там не в чем;
  • Вялая и не всегда чёткая работа по шагам, которая является , пожалуй, единственным минусом в работе головы;
  • Неадекватная математика работы хвоста: на первых прошивках хвост вообще срывало на силовых фигурах , на прошивке 3.0.12 имеем иногда очень заметную разницу во вращениях под разными нагрузками (иногда «волшебным» способом удаётся свести к минимуму этот эффект, поднимая общую чувствительность винтом 1);
  • Падение эффективности удержания хвоста при длительных сильных нагрузках (эффект уплывания хвоста на силовых кругах на ноже);
  • Болезненное реагирование на узкий спектр вибраций в диапазоне 17-22 кГц, проявляющееся в непрогнозируемом заваливании вертолёта набок. Лечится устранением источника вибраций и установкой Микроба не «лёжа», а на «ребро».

Краткий вывод: во всех отношения простая, надёжная и очень адекватная система.

Прибор № 2 : VBar Silverline 5.3

IMAG0848 by Kulichik, on Flickr

Ви-бар, пионер среди FBL, детище немецкой фирмы Mikado, без всякого сомнения - лидер, хотя малость утративший своё доминирующее положение. Как бы остальные производители ни старались, но они вынуждены смотреть на него и сравнивать с ним свои продукты. До сих пор практически 50% рынка FBL держит Ви-бар, а это значит , что каждый второй вертолёт оснащён сим девайсом.

Производятся две версии : VBar и Mini VBar, которые фундаментально, внутри одной линейки, ничем не отличаются.

Наверно, ни один прибор не имеет столько ресурсов поддержки, печатных и электронных мануалов, видеоинструкций и советов по настройке. Я не буду их все причислять, назову только самые полные и, на мой взгляд, наиболее информативные и полезные:

Покупая Ви-бар, вы получаете его с прошивкой версии Express, в которой недоступны экспертные настройки. Для расширения возможностей «поковыряться» необходимо купить на сайте Mikado апдейт VBar Software 5.3 PRO за 29,41 EUR.

Установка и настройка Ви-бар

Благодаря дилерской поддержке Игоря Наконечного мы имеем полностью русифицированную программу настройки V 5.3, которая очень проста в установке и весьма информативна в работе. Установка и настройка Ви-бара не вызывают каких-либо сложностей, программа понятна на интуитивном уровне и снабжена подробными комментариями.

Ви-бар так же может настраиваться через блютус модуль и портативную панель. Но я бы этого не рекомендовал делать , через ПК и стандартный софт гораздо более удобно и информативно.

Я очень внимательно и дотошно поковырялся в каждом пункте меню и могу с большой уверенностью сказать: Mikado поступает абсолютно правильно, продавая прибор с софтом версии Express. Я бы даже настоятельно рекомендовал начинающим пилотам пользовать версию Express и не прошиваться до версии Pro! Не возникнет соблазна крутить то, что на начальном этапе не влияет на процесс обучения управлению вертолётом. Я первоначально настроил вертолёт в версии Express и весьма успешно облетал его и был весьма удовлетворён. Потом прошил до версии Pro и скажу вам честно: можно и без неё. Экспертные настройки вещь интересная и где-то полезная, но, повторюсь, пилотам, которых не очень сильно интересует пропорциональная и интегральная чувствительность, залазить в меню с «синей шапочкой» не надо.

Подробнее остановлюсь на некоторых опциях, которые существенно влияют на полётные характеристики вертолёта и которые полезно знать всем:

  • Автотриммирование. Очень полезная опция и я настоятельно рекомендую после любой механической перенастройки вертолёта делать триммировочный полёт. После него система очень точно находит «нули» и вертолёт рулится как по рельсам.
  • Имитация серволопаток (в экспертном меню основного ротора). Отключите эту функцию сразу и забудьте про неё. Кроме внесения нелинейности в управление ничего не добавляет.
  • Оптимизация управляющего контура основного ротора и оптимизация управляющего контура хвоста. Очень рекомендую активировать оптимизацию. Она очень заметно выравнивает управляющие моменты по всем направлением и делает скорости вращения и остановки одинаковыми во всех направлениях. Очень полезная опция и не зря Mikado очень ей гордится.

Плюсы и минусы

Очень неблагодарная работа пытаться описать плюсы и минусы Ви-бара ;) (ибо получу пизд…лей и за то и за другое :))) , но я всё же рискну.

Плюсы:

  • Отличный и проработанный программный интерфейс настройки;
  • Пошаговая интуитивная процедура настройки;
  • Выдающиеся полётные характеристики;
  • Абсолютно адекватное и линейное управление по всем каналам;
  • Очень широкие возможности для регулирования практически всех параметров, причём с логичными подсказками о последствиях;
  • Глубочайшее понимание инженерами математики процессов и многолетний опыт в строительстве FBL - вертолёт с Ви-баром – практически идеальная машина для сет-манёвров и точного «рисования» фигур.

Минусы:

  • Некоторая опциональная перегруженность функционала портов и каналов;
  • Настройка только через комп (или панель), хотя для многих – это не проблема;
  • Постоянное ощущение, что система доруливает за тебя и скругляет все твои мелкие косяки и неровности;
  • Вся чёткость управления и ровность полёта Ви-бара построены на тотальном взаимном микшировании и он-лайн оптимизации контура управления. Но этот один из сильных плюсов системы, как ни парадоксально, вылазит и минусом, не давая полного ощущения обратной связи.

Краткий вывод: Безусловно, один из лидеров и законодателей на рынке FBL. Может использоваться как и начинающими пилотами , так и профи. От полётов на нём я получил реальное удовольствие, как от вождения хорошей мощной машиной, но … машина эта похожа на AUDI с коробкой-роботом, которая на полсекунды додумывает за меня вперёд. Мощно, чётко, ровно, но, как говориться, не щекочет...

Прибор № 3: Futaba CGY750 Flybarless V 1.31

IMAG0884 by Kulichik, on Flickr

CGY 750 появилась в 2010 году и сразу вызвала массу нареканий. Первая версия 1.0 была явно сырой , не имела встроенной оптимизации пируэта, имела явные косяки в математике головы и летела криво-косо (я сам три раза подряд за одну неделю расхерачил вертолёт с CGY 750).

Сам девайс с виду полностью повторяет легендарный GY 701 и имеет, помимо трёхосевого гироскопа, встроенный гувернёр.

Оперативно были выпущены версии прошивки 1.1 и 1.2, в которых убрали явные косяки, но система всё равно не завоевала народную любовь и не получила широкого распространения. Но Футаба не была бы Футабой, если бы, как обычно, не шла своим отдельным «самурайским» путём. Два года полной тишины и молчания, не обращая внимания на полный провал продаж прибора, не выпускается никаких апгрейдов и улучшайзинга, как будто и не было ничего… Но в декабре 2012 года Футаба без всякой помпы выдаёт на гора новую прошивку 1.31, которая, по сути , является не новой прошивкой, а абсолютно новой версией программы. И CGY 750 полетела! И полетела отлично!

Перейдём к более детальному анализу особенностей данного прибора.

Как и положено Футабе, при разработке и прибора, и меню, и интерфейса, инженеры ни на кого не оглядывались и ничьих подходов не копировали. Интерфейс и меню сугубо своё, футабовское. Для настройки прибора не надо ничего, ни компа, ни панельки, ни блютуса, всё настраивается через экран и четыре кнопочки на приборе (дополнительный универсальный прибор-шнурок CIU-2 нужен только для заливки новых прошивок).

Все апдейты и новые прошивки лежат здесь.

Русская версия мануала и инструкции по апдейту лежат на нашем форуме.

Тематическая ветка на ХелиФрике.

Сразу оговорюсь, в отличие от других систем, CGY 750 имеет довольно мало полезных ссылок и коментов по настройке и эксплуатации. Это, скорее всего, объясняется не очень большой популярностью и распространённостью системы.

Изучив всё, что доступно в сети о CGY 750, посоветую при настройке и эксплуатации девайса использовать следующие источники:

Со всей ответственностью могу вас заверить, что это оптимум информации для того, что бы хорошо разобраться в своеобразной процедуре настройки и доводки CGY 750.

Остановлюсь на отдельных нюансах, которые важно не пропустить:

  • Меню Swash Basic полностью переработанное и надо просто вместе с Ником пройти по всем пунктам, вопросов не останется. Очень сильно поработали инженеры и программисты над упрощением и унификацией сложного меню настройки миксов и корректной работы головы. В результате свели всё к одной процедуре F/F (feed forward) mixing rate, которая комплексно оптимизирует и выравнивает работу головы;
  • Стоит обратить внимание на необходимость установки при настройке больших циклических шагов. Ник рекомендует ставить не менее 8-10 градусов, другие источники так же говорят о необходимости установки 10 градусов на циклик. Так же необходимо максимально широко раздвигать параметры «виртуального кольца» (120-130%). Это обусловлено тем, что системе с новой метаматематикой необходим максимально широкий размах в работе автомата перекоса;
  • Очень полезно сделать трим-флайт, после которого вертолёт более точно рулится и останавливается по осям.

Повторюсь ещё раз: не поленитесь, внимательно посмотрите оба фильма с комментариями Ника и у вас вопросов по настройке практически не останется. Объяснения очень ясные, интуитивно доходчивые и наглядно показанные.

Прошивка 1.31 кардинально отличается от старой не только математикой и новыми параметрами, но и тем, что практически все цифири экспертных меню по дефолту выставлены в наиболее оптимальные значения. И если вы зададите режим полёта (от 1 до 5), размер вертолёта и желаемые скорости вращения по всем осям, то автоматом получите практически оптимальные значения всех экспертных регулируемых параметров.

По сути, Футаба сделала шаг навстречу тем юзерам, которые не любят глубокого тюнинга электроники и предпочитают летать на настройках «из коробки». Но при этом оставила бездонные возможности для любителей подстроить всё и вся под себя.

Итак, если мы прошли весь путь вместе с Ником по базовой и экспертной настройке (а это час-два работы на столе и 3-5 настроечных полётов), то мы получаем вертолёт с отличными лётными характеристиками.

  • Наиболее примечательные и характерные следующие:
  • Отмечаемая всеми пилотами повышенная летучесть вертолёта после установки на него CGY 750. Вертолёт по ощущениям становится легче и порхает, как бабочка;
  • Остро ощущаемая обратная связь, почти полное отсутствие «роботизированности» полёта, реакции на стики прямые, адекватные, ожидаемые и очень быстрые;
  • Широко известное в вертолётных кругах понятие «футабий хвост» (означающее прецизионно точную работу и безупречную отработку команд) может быть смело распространено и на работу головы CGY 750, это «футабья голова».

Переварив и пропустив через себя кучу инфы и ощущений по этой системе, попробую резюмировать её достоинства и недостатки.

Плюсы:

  • Беспрецедентная широта и глубина доступных настроек, дающая возможность повлиять практически на каждый параметр вертолёта. Я практически уверен, что в следующем году, когда FAI официально разрешит пользовать FBL в F3C, Футаба будет там одной из самых популярных систем, ибо только она даёт возможность такой скрупулёзной настройки;
  • Возможность полной настройки системы без компа и других приблуд;
  • Великолепная математика и алгоритм управления головы и хвоста, дающая ощущения «прямого» управления вертолётом, без всякого малейшего запаздывания или наоборот, предугадывания;
  • Ну и один из самых понятных плюсов – это Futaba!

Минусы:

  • Относительная (по сравнению с другими системами) сложность меню и интерфейса, рассчитанная на подготовленного пользователя - самурайская скрупулёзность в деталях делает экспертное меню несколько перегруженным и сложным для адекватного понимания значения параметров. Вдобавок к этому – крайние скупые и не всегда понятные описания настраиваемых функций;
  • Повышенная летучесть и прямая реакция на команды имеет свою обратную сторону - появляется ощущение, что вертолёт не «липнет» к воздуху, а слегка «соскальзывает» с траектории;
  • Отсутствие широкой консультационной поддержки со стороны производителя, иногда доходящие до прямого игнорирования проблем юзеров (но это характерно в целом для Футабы и укладывается в японскую философию не суетится по мелочам).

Краткие выводы: Безусловно уникальная, стоящая в стороне от всех остальных, система. Очень будет интересна, полезна и востребована моделистами, ценящими возможность дотошно и глубоко вникнуть в суть процесса и отрегулировать каждый параметр вертолёта (уверен, что приживётся в F3C). Начинающим пилотам её советовать нельзя, обилие непонятных возможностей запутает и собьёт с толку. Очень бодрящее и реалистичное ощущения от полёта придётся по вкусу многим пилотам, имеющим внутри себя остро пульсирующую инженерную жилку.

Прибор № 4: Spartan Vortex VX1

IMAG0908 by Kulichik, on Flickr

В 2010 году, когда эра FBL началась бурным и тотальным нашествием со всех сторон, Spartan тихо и молча ушёл с рынка и было полное ощущение, что его имя так и останется в памяти, как ассоциация с отличными гироскопами DS760 и Quark. Ан нет… Оказывается инженеры Спартана два года усердно строили свой новый девайс и, судя по всему, эти усилия были не напрасны – на свет появился абсолютно новый прибор Vortex VX1 с весьма достойными характеристиками.

Приобретая Spartan Vortex VX1 имеет смысл сразу его брать с прибором DataPod, ибо все настройки осуществляются только через него и никак по другому.

Vortex-VX1 by Kulichik, on Flickr

Прибор поражает своими миниатюрными размерами, все три агрегата легко можно было бы уместить в одном корпусе вместе с экраном, но Spartan всё разделил и, как показывает дальнейший опыт эксплуатации, вполне обоснованно – работать с прибором очень удобно.

В комплекте нет никаких мануалов и инструкций, всё лежит на сайте.

Пользователю новенького Vortex VX1 желательно изучить и посетить:

На странице для «продвинутых» юзеров скачиваем три раздела мануалов (User Guide, Setup and First Flight, Fine Tuning Guide) и программное обеспечение последней версии для DataPod, самого прибора и сенсора. На сегодня самая свежая версия – М3;

Что бы избежать сложностей и ошибок в инсталляции и настройке, необходимо ознакомится со спартановским видеоманулом , который очень наглядно и понятно описывает все шаги настройки прибора:

  • Шаг 1 – прошивка DataPod, самого прибора и сенсора;
  • Шаг 2 – настройка параметров приёмника и передатчика;
  • Шаг 3 – настройка параметров сенсора;
  • Шаг 4 – базовая настройка головы;
  • Шаг 5 - базовая настройка хвоста.

Шаги 2 – 5 очень доходчиво показаны в соответствующих разделах.

Кроме заводских видеоинструкций есть ещё один весьма полезный источник советов по установке, настройке и тюнингу прибора – советы пилотов Fast Lad Team.

После базовых установок необходимо переходить к настроечным полётам: триммировочный полёт и настройка экспертных параметров.

Артем Дектерев (Corsac) сделал очень добротный и качественный перевод раздела мануала, касающегося экспертной настройки головы, за что ему большое спасибо.

Денис Нижегородцев сделал полный перевод мануала для Vortex VX1, за что ему большое спасибо.

Все вышеописанные источники позволяют быстро и просто разобраться со всеми настройками, но я остановлюсь на трёх особо важных моментах, которые являются общими для всех вертолётов и пилотов:

1. Обязательно сделайте тримм-флайт. После него работа системы становится ощутимо точнее;

2. Практически все вертолёты после первичной настройки имеют колебания хвоста в вертикальной плоскости после выполнения флипа. Для их устранения надо плавно повышать Elevator Debounce;

3. Внимательно отнеситесь к настройке общей чувствительности хвоста Tail Gain. По умолчанию она стоит 30% и это очень близко к оптимуму, но её надо плавно повышать, что бы хвост характерно звенел при отработке остановок. Здесь хорошо слышно, как хвост работает на грани перекомпенсации (Если не дойти до этого рубежа буквально 3-4%, вся работа хвоста будет ощущаться как неравномерная):

 

 

Не ленясь, я попробовал влияние практически всех параметров на работу системы в целом и могу с уверенностью сказать, что Vortex VX1 хорошо и глубоко продуманная и сделанная система, с хорошей математикой головы и инженерным подходом к настройкам.

  • Можно очень легко и ожидаемо регулировать скорость вращения по всем осям, очень хорошо можно подобрать желаемый отклик по циклику.
  • Если попытаться обобщить все ощущения, то можно резюмировать следующее:
  • Vortex VX1 очень похож на VBar, но, как говориться, есть нюансы;
  • Хороший алгоритм управления головой оставляет два сильных впечатления, которые проявляются при любых вариантах настроек: резкость и чёткость реакций по циклику и вялая плавность по шагу;
  • Хвост работает очень специфично, отлично отрабатывая положения и перестановки, но при этом явно присутствует отбивка при резкой остановке вращения по часовой стрелке. Полностью победить её я не смог, честно перекрутив всё по два раза. Регулировка позволяет уменьшить или увеличить отбивку, но целиком её убрать не удалось. Причём остановка при вращении против часовой – идеально чёткая;
  • Общее впечатление от вертолёта со Спартаном на борту – быстрый и дерзкий, провоцирующий на хулиганство.

Попробую вычленить «светлое» и «тёмное».

Плюсы:

  • Отличный и удобный конструктивный дизайн, позволяющий использовать систему на вертолётах любых размеров (при желании можно вообще «поселить» DataPod на борту вертолёта, особенно это удобно при первых настроечных полётах);
  • Дружелюбный и интуитивно понятный интерфейс – после пробега два-три раза по всему меню, появляется ощущение, что ты с ним давно и хорошо знаком;
  • Очень точное и инженерно правильное описание параметров настройки в общем и экспертном меню – результат влияние параметра полностью соответствует ожиданиям от описания;
  • Очень приятные полётные ощущения – вертолёт послушно и точно идёт за стиком.

Минусы:

  • Общий уровень мануалов и видеоинструкций подразумевает наличие у пользователя опыта эксплуатации вертолётов и настройки электроники – новичку будет проблематичное сразу вникнуть в суть;
  • При всей точности работы головы, при любых настройках системы ощущается вялость реакции по общему шагу, иногда это очень заметно;
  • Непобедимая отбивка хвоста при остановке пируэта по часовой огорчает, хоть и не мешает при выполнении фигур.

Краткие выводы: Система очень интересная и добротная, скорее всего в ближайшее время увидим апгрейды прошивок, но уже сегодня можно сказать, что Spartan на рынок FBL вышел чОтко и убедительно.

Прибор № 5: Skookum Robotics SK540 Flybarless System

IMAG0972 by Kulichik, on Flickr

Канадская фирма Skookum Robotics образовалась в 2007 году и специализируется исключительно на системах стабилизации для авиамоделей. Первым продуктом фирмы был SK 360, затем в 2010 году вышел его премудрый апдейт SK 720. Большой популярностью эти системы не пользовались до того момента, как в 2012 году появился SK 540, лишённый всех наворотов, которые были в SK 720. SK 540 – это FBL со встроенным гувернёром без премудростей автостабилизации и прочих приблуд. И, похоже, фирма угадала, что ждёт потребитель: SR540 стал набирать популярность у пилотов не по дням, а по часам, в отличии от своего старшего собрата SK 720, который так и не смог избавится от имиджа дорогой игрушки.

 

Покупая SK 540, вы получаете коробку, в которой лежит прибор и всё.

Девайс сразу вызывает уважение, как берёшь его в руки: очень добротный металлический корпус, аккуратно анодированный, красивый и приятный.

На сайте Skookum Robotics надо скачать последнюю версию программы настройки (она единая для SK 720/540) и уставить её на своём компе.

Сейчас актуальна версия 3.42 от 19/07/2013.

Там же на сайте лежит мануал и ведео-мануал, которые очень подробно и доходчиво объясняют все процедуры и этапы настройки.

Следует отметить, что сама программа настройки имеет очень наглядные всплывающие коменты, которые в стиле «для тупых» очень доходчиво описывают все премудрости. Но, не смотря на эту кажущуюся доходчивость, интерфейс тяжеловесен и запутан.

На тематической странице на сайте Дмитрия Деригина подобраны все полезные ссылки для SK 540, я же подробно остановлюсь на одной: руководство по настройке от Алвина Чаи в переводе Александра Пелипенко (Datos). Не поленитесь, внимательно его прочитайте и у вас практически не останется вопросов по настройке SK 540.

Касательно самой процедуры отмечу одну особенность: Надо постоянно помнить, что при настройке вносимые параметры активизируются только при «засылке» их в девайс кнопочкой «Send Setup», это надо не забывать и каждый раз жамкать сию пимпу.

Благодаря советам Алвина Чаи в процессе настройки глубоко вникаешь в суть системы и сразу понимаешь, что делали её под диктовку инженеров-аэродинамиков, а не электронщиков, как многие другие. Здесь нет интегральной и производной чувствительности, зато есть настройка влияния составляющей Белла и составляющей Хиллера, всё как у полноценного несущего винта.

Это делает процесс подбора параметров более осознанным.

Тем более было интересно опробовать сей нестандартный девайс в полёте. Первое впечатление – восторг. Реальная поросячья радость от того как оно летит, особенно доставляет эндорфинов работа хвоста (последний раз я такое испытывал, когда впервые поставил на вертолёт футабовскую гиру GY 701, кто пробовал, тот меня поймёт).

SK 540 летит почти сразу, из коробки, офигенно! Надо просто послушать умные советы и сделать все настройки, как рекомендует Алвин и будет вам счастие.

Мелкие необходимые корректировки вы сами сделаете и поймёте через 5-10 полётов и в итоге получите очень чёткую, адекватную и приятную в работе систему.

Если пытаться искать аналогии, то это будет похоже на работу Микроба без косяков Микроба:

  • Та же офигенная работа головы, но без вялости по шагам;
  • Работа хвоста не имеет минусов вообще, практически идеальный хвост.

Не хочу создавать себе кумира, но SK 540 – это пока единственный из испытуемых приборов, который так приятно меня удивил.

Попытаюсь свести свои восторги к систематизированным положительным и отрицательным сторонам.

Плюсы:

  • Двухуровневость глубины ковыряния в настройках позволяет начинающим пилотам не залазить в тонкий тюнинг вообще, дефолтные установки всех параметров обеспечивают хорошие начальные условия;
  • Реалистичная и точная математика работы головы делают процесс управления приятным и отзывчивым;
  • Работа хвоста по всем параметрам практически идеальная. Удержание, вращения, разгоны, остановки, всё на «пять с плюсом и точкой».

Минусы:

  • Старомодность и перегруженность интерфейса настройки, нет интуитивной адекватности и естественности, необходимость каждое действие подтверждать жамканьем «Send Setup»;
  • Все настройки только с компа (если это для кого-то минус).

Краткие выводы: SK 540 на сегодня , однозначно, один из лучших приборов в семействе FBL. Мне кажется, что в ближайшее время мы увидим лавинообразный рост его популярности, как в своё время Микроб всех влюбил в себя.

Прибор № 6: MSH Brain (iKon) Flybarless System

IMAG1026 by Kulichik, on Flickr

IMAG1038 by Kulichik, on Flickr

Итальянская фирма MS Heli хорошо известна благодаря своим великолепным вертолётам оригинальной конструкции Protos и MiniProtos. О том, что фирма разрабатывает свою FBL все узнали в 2010 году, когда увидели прототип на МиниПротосе у Dario Neuenschwander в Питере, на ХелиМастерс.

На рынок система вышла летом 2012 года под нескромным названием Brain (т.е "мозг", из-за чего сразу получила прилипчивое погонялово Моцк) и с первых дней начала завоёвывать популярность среди пилотов. Её промушеном и доводкой успешно занимались и Тарек, и Берт, и Дарио.

Сами инженеры MSH позиционируют своё творение так:

Brain на сегодня является самым мощным и эффективным устройством FBL. Он позволяет получить идеальные лётные характеристики, но для этого необходимо сделать несколько тестов и настроечных полётов. 

И они весьма не далеки от истины! То, что Моцк крут не по-детски убедились все, кто его приобрёл в первых рядах (и я в том числе).

Покупая Brain, получаешь коробку с девайсом, липучками и шнурками:

Никаких мануалов или инструкций не прилагается. Всё, что надо знать покупателю (по мнению разработчиков), он должен получить из программы по настройке, которая лежит на сайте MSH.

В октябре 2012 года MSH продала полную лицензию на производство и дистрибьюцию прибора и на рынке появился полностью легальный идентичный клон под лейбом iKon.

Приборы отличаются только названием и цветом, больше отличий нет никаких. Поэтому в дальнейшем, всё что говориться о Brain на 100% верно и для iKon.

После скачивания и установки софта вы получаете программу, которая является и интерфейсом для настройки и мануалом одновременно. Всё очень доходчиво и просто объяснено, интерфейс дружелюбный, понятный, с наглядными картинками (если стрелкой мыши навести на параметр, всплывает окно с коментами о данной функции).

Вячеслав Алдохин сделал перевод текстовых коментов базовой настройки и опубликовал их здесь.

Страница на ХелиФреке с поддержкой инженеров-разработчиков так же поможет ответить на многие вопросы и пояснить нюансы.

И есть целый видеоманул по настройке от начала до конца:

 

 

Должен сказать, что первые версии с ранней прошивкой, с настройками "из коробки" не летели вообще. Надо было конкретно колдовать над параметрами, что бы вертолёт начал вести себя адекватно (мой первенец с Моцком МиниПротос сделал примерно 30 полётов, что бы научиться боле мене хорошо летать).

Но инженеры MSH не спали и новые прошивки выдавали на гора очень быстро и качественно, были убраны практически вес замеченные косяки. Актуальная на сегодня версия 1.0.009 хоть и требует дополнительных настроек, но из коробки, в прицепе, уже летит.

Недавно так же добавили возможность делать полные настройки без компа, через смартфон с блютузом , подробности здесь.

Каких-то особенных общих советов по настройке давать не буду, потому что на каждом вертолёте тонкая настройка требует своих регулировок и они все разные (на МиниПротосе боролся с неравномерностью хвоста, на Гоблине 500 лечил отбивку хвоста и ловил дельфина на прямых, на Атоме 6 был сильный самовозбуд по элеронам), но под себя можно настроить всё и неизлечимых болячек нет.

Одно общее важное правило: аккуратно, пошагово, не торопясь надо пройти базовую настройку и для первого тестового полёта будет всё ок.

Осознанно опускаю описание встроенной в Моцк системы автостабилизации, ибо описывать там нечего – система при активации ставит вертолёт в заранее обозначенное положение.

…но когда вы настроите Моцк под себя, выставите все рейты и гейны на приятный уровень, вы получите уникальную систему! Не побоюсь этого слова. Равных Моцку , по точности отработки команд, страгиванию с места и по чёткости остановок, на сегодня нет. Из меня , конечно, хреновый пилот-испытатель, ибо дать просрацца вертухе в хорошем смак-дауне я не умею, но я явно чувствую чёткость и остроту работы девайса (недаром Тарек в Москве говорил, что для него самой оптимальной системой на сегодня является Моцк, и я понимаю, почему он это говорит: главная фишка Тарека – невероятные фиксации и безумные оттормозки, а это Моцк делает как ни кто).

Если ужимать все характеристики до сухих фактов, то получим набор плюсов и минусов.

Плюсы:

  • Дружелюбный и интуитивно понятный интерфейс настройки;
  • Выдающаяся летучесть, чёткость и ясность работы по шагам и циклику выше всяких похвал;
  • Великолепная работа хвоста (хоть и требует тонкой настройки);
  • Общая резвость и весёлость вертолёта с Моцком на борту доставлет дополнительное удовольствие от полёта.

Минусы:

  • Необходимость обладания пользователем как минимум базовыми навыками в настройке и управлении вертолётом. Новичку реально будет сложно раскрыть Моцк во всей красе;
  • Широкие математические и программные возможности системы отчасти являются и её минусом, позволяя залазить при настройке совсем в ненужные границы параметров.

В качестве резюме приведу вышеуказанную цитату инженеров-разработчиков фирмы MSH полностью:

Brain на сегодня является самым мощным и эффективным устройством FBL. Он позволяет получить идеальные лётные характеристики, но для этого необходимо сделать несколько тестов и настроечных полётов. Некоторые другие FBL системы могут предложить очень хорошие результаты "из коробки", но когда вы ищете "немного больше" чем просто "хорошо", то вам придётся заплатить за это терпением и тонкой настройкой.

Итоги

Если вы находитесь в предвкушении, что я сейчас всех участников расставлю по местам от 1-го до 6-го, то вас ждёт разочарование – раздачи медалей и чествования победителя не будет. Фигушки вам! :))

Вместо этого я честно наморщил лоб и свёл все системы в одну табличку и попытался присвоить каждой заслуженные баллы в оцененных мною категориях. Не надо пытаться суммировать эти цифири и наивно полагать, что у кого больше, тот и лучше. Я старался, что бы из сравнительной таблицы можно было сделать выводы о плюсах и минусах каждой системы. В результате вот что получилось:

77 by Kulichik, on Flickr

Если в итоге пытаться спрашивать у меня, что же мне понравилось больше всего, то я позволю дать свою личную, сугубо субъективную оценку методом приведения понятных аналогий. Между каждой системой я проведу аналогию с автомобилем, который наиболее соответствует ей характеру поведения.

Мне кажется, что сравнение с автомобилем наиболее уместно, так как FBL системы так же как и машины, делают все одно и то же, но по разному и с нюансами. Ну и мы все – автомобилисты, и ощущения водителя всем знакомы и понятны. Я полетал на всех этих системах, поездил на всех машинах, так что сравнения, по моему, весьма точные.

Итак, поехали!

Microbeast BEASTX V3 – это, без всякого сомнения, Toyota Camry. Простая и надёжная, как все «тоёты». Купил, сел, завёл и поехал. И больше голова ни о чём не болит.

VBar Silverline 5.3 – это AUDI S8. Мощная, точная, сильная немецкая машина, которая «сделает» на дороге почти всех и сделает это с комфортом. Но водитель при этом может чуть-чуть заскучать…

Futaba CGY750 V 1.31 – это английский уникум Сaterham R500. Как его называют создатели - это «экстремальный автомобиль для настоящих мужчин, которые не боятся сквозняков»! Так же как и CGY750 , требует после покупки вникнуть в инженерную суть, вдумчиво подойти к настройкам и только после этого раскрыться во всей красе возможностей.

Spartan Vortex VX1 – этот прибор с туманного Альбиона полностью соответствует своему земляку Jaguar XK. Быстрый, резвый на виражах, хорошо рулится и практически не раздражает тем, что слегка срывает жопу в поворотах и метёт хвостом.

Skookum Robotics SK-540 – это канадское творение очень похоже на BMW X6. Приятно удивляет неожиданным сочетанием солидности, плавности и одновременной мощи и резвой чёткости.

MS Heli Brain – стопроцентный итальянец! Это Alfa Romeo 4C. Его, как и всех итальянцев, бог во время рождения поцеловал в темечко и после этого всё получается легко, непринуждённо и красиво.

На сим я завершаю свою литературно-исследовательскую деятельность и возвращаюсь к рабочим и полётным будням.

Огромное спасибо автору данного развёрнутого сравнения Игорю Куличику за грандиозную работу, что он проделал!